Сейчас пришло в голову, что страх перемен - это все же страх смерти. Эго осознает свою мимолетную природу и начинает метаться как обезглавленная курица от паники к отрицанию и злобе. Любая перемена - это начало чего-то нового, а где начало, там и конец. Не существует ничего статичного, мир подвижен, по-хорошему нестабилен и по сути представляет собой одну большую непрерывную трансформацию энергии. Что автоматически подразумевает ежемоментную смерть и рождение, остающиеся незамеченными чаще всего. Все вообще проходит гладко и без проблем, пока речь не заходит об энергии, наделенной сознанием. Сознание у большинства людей не распространяется дальше физического тела и со временем вбивает себе в голову, что с этим телом все и заканчивается. И в пространственном, и во временном измерениях, если вы понимаете, о чем я.
Я, например, считаю, что осознание собственной смертности и следующие за этим стадии принятия - одно из самых страшных человеческих переживаний, за всю жизнь. Ирония как раз в том, что для осознания собственной возобновляемости человек должен закончиться как личность. Весело и похвально стремиться оставить след в истории, но делать это из страха быть забытым и оставленным позади - идиотизм. Мир до сих пор где-то там переживает последствия того, что в 98-м вы поковыряли в носу, я серьезно, можно успокоиться и начать наконец развлекаться.
Страшно менять масштаб с "нужно столько всего успеть до пенсии" на "не успел за последние три жизни, успею за следующие три". Страшно, я знаю, все, или почти все во мне этому сопротивляется до сих пор. Я все еще испытываю чувство вины, думая о десяти годах, которые хочу посвятить чтению. Но тут важно понять, что призыв расслабиться означает всего лишь банальное следование зову сердца - или любого другого органа, который вызывает у вас доверие. Если вы хотите получить Филдсовскую премию и своротить небольшой режим, прежде чем переодеться из пижамы - вперед, отлично, я поддерживаю этот план. Он фееричен. Если вы хотите, искренне, крепко хотите следующие пятнадцать лет выращивать мох на подоконнике - черт возьми, да, вы обалденный, ваш план обалденный, и вы имеете на это право. В чем фокус? В масштабе бесконечности и первый, и второй вариант одинаково важны. Обратите внимание, я не говорю, что в масштабах бесконечности всё тлен. Нет, я подчеркиваю то, что оба плана должны были обрести плоть и кость, и они обрели, и все движется дальше так, как не смогло бы без мха и той Филдсовской премии, понимаете? Все значимо и ничто не значимо, жизнь бесценна, каждый момент уникален, но перестаньте, пожалуйста, цепляться за некий стандарт этой самой уникальности, она не измеряется по шкале от одного до десяти. Она просто есть. Дождь каскадом падает с ваших волос на плечи, и вы именно в этой майке, и ваше тело именно в этой позе, и ваша стрижка именно настолько длинна или коротка. Трава лежит именно так. Шумит именно такое количество машин. Через секунду все изменится, что бы вы ни делали, поэтому не стоит цепляться за уходящее, но определенно стоит его пережить. Расслабиться. Мы всегда немного умираем и немного рождаемся. Мы никогда не закончимся. Все хорошо.